Skip to main content

Что такое функциональная грамотность

ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 50 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки, полученные в процессе обучения и жизни, для решения повседневных задач и адаптации к различным ситуациям. Под эффективным применением понимается способность анализировать информацию, критически мыслить, работать с данными, приходить к взаимопониманию с разными людьми.

Сегодня функционально грамотный ученик – индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Чтобы справляться с вызовами современного мира, необходимо быть функционально грамотным – не зубрить, а уметь применять свои знания в разных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. 

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

ЧТО СКАЗАНО О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ФГОС

Во ФГОС дано следующее определение функциональной грамотности – «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».

Несколько простых примеров, иллюстрирующих определение: 

  • знание математики позволяет подсчитать, сколько денег нужно, чтобы спланировать закупку продуктов на неделю;
  • умение не только читать, но и анализировать информацию помогает разобраться в условиях договора;
  • развитые навыки планирования и логики помогают определить самый быстрый маршрут до работы, учитывая пробки и расписание общественного транспорта.

ПРЕИМУЩЕСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает учеников вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность – способность понимать, анализировать и интерпретировать письменные тексты, важнейший метапредметный результат обучения. Она включает в себя умение извлекать информацию, делать выводы и оценивать содержание прочитанного.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Математическая грамотность — способность понимать и использовать математические концепции и инструменты для решения различных задач. Анализировать числовую информацию, делать выводы и принимать решения на основе математических расчётов.

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Естественнонаучная грамотность — способность использовать знания и методы естественных наук для понимания и объяснения явлений окружающего мира. Она включает в себя умение анализировать информацию, делать выводы на основе наблюдений и критически оценивать научные утверждения.

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  

Глобальные компетенции

Глобальные компетенции — это эффективное взаимодействие с другими людьми и внешним миром, умение критически оценивать информацию, признавать разные точки зрения, способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Этому способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Креативное мышление – способность придумывать новые идеи, находить нестандартные решения задач и реализовывать их. Это умение мыслить гибко и масштабно, комбинировать различные подходы. 

Сюда относится все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – понимание и использование финансовых понятий и инструментов для принятия обоснованных решений при управлении финансами. Сюда входят умение планировать бюджет, оценивать риски и возможности, а также эффективно распоряжаться деньгами.

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в Интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ШКОЛЕ 

Функциональная грамотность развивается на протяжении всего школьного обучения, начиная с начальных классов и до старших. Логика проста: школа ставит перед собой цель выпустить во взрослый мир самостоятельную личность, способную справляться с многочисленными вызовами, а потому на всем периоде обучения развивает его способности.

Работа над развитием разных видов функциональной грамотности ведется на разных предметах и через различные образовательные активности (в частности, во внеурочное время). Отдельного предмета «функциональная грамотность» в школьной программе нет. 

КАК ПРОВЕРЯЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ШКОЛЕ 

Есть разные инструменты оценки функциональной грамотности и они могут даже не называться так, а просто параллельно проверять навыки. Например, всероссийские проверочные работы (проводятся с 4 по 10 класс по ключевым предметам), мониторинг НИКО, НСИ от Рособрнадзора, международные исследования (например, PISA). В этот же перечень можно отнести всероссийские олимпиады школьников и региональные диагностики.

Диагностика непосредственно по функциональной грамотности представляет собой задания, связанные с разными ситуациями. На сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» можно найти демоверсии диагностических работ по естественнонаучной, читательской грамотности. Мониторинг формирования функциональной грамотности также разрабатывается Институтом стратегии развития образования Российской академии наук.

В 5-6 классе обычно проверяют функциональную и комплексную функциональную грамотность, в начальной школе – читательскую грамотность. В 8-9 – математическую, естественнонаучную, читательскую.

ГДЕ МОЖНО ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ 

Несколько источников с заданиями для развития функциональной грамотности:

Здесь есть банк заданий для развития читательской, естественнонаучной грамотности. Более 150 заданий для 5-9 классов. Подход следующий: ученикам предлагается прочитать и проанализировать тексты о явлениях окружающего мира (преломление света, парниковый эффект, устройство галактики, исторические факты и многое другое), а затем ответить на вопросы исходя из полученной информации. 

  • Тренировочные задачи от PISA